Виртуальный кабинет профориентации

Профориентация– комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.

В сентябре 2024 года наша школа стала участником Федеральной межведомственной программы популяризации рабочих профессий.

Для реализации проекта взята за основу программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» и  проекта профессиональной ориентации «Шоу профессий».

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению  обучающихся  общеобразовательной организации.

Задачи:

  • содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательной организации;
  • формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального образовательно-профессионального   маршрута   в   зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;
  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального    образования     (включая     знакомство     с     перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
  • популяризация рабочих профессий и образа профессионала путем повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования, в том числе деятельности системы среднего профессионального образования, среди обучающихся общеобразовательной организации через трансляцию лучших практик и профессиональных стандартов.
  • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

      Целевая аудитория: учащиеся 6 –го класса.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

1.  Проведение профориентационных уроков для обучающихся 6 –го класса (октябрь –май).

2. Проведение родительских собраний по вопросу профориентации ( в течение учебного года)

 3. Оформление стендов, проведение дней рабочих профессий (в течение года).

4.  Создание виртуального кабинета по профориентации на сайте школы (ноябрь).

5.  Проведение профориентационных диагностик ( ноябрь- май). https://bvbinfo.ru/lk-student/planning/recommendation

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Выбор профессии «за компанию»
  • Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
  • Выбор престижной профессии
  • В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
  • Отождествление учебного предмета с профессией
  • Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 
  • Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
  • К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
  • Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
  • Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
  • Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
  • Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
  • Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
  • Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
  • Выбор профессии под давлением родителей
  • Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.